Поделиться в соцсетях:

8 ноября - день памяти вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского), Мироточивого

07 ноября 2018 г. Просмотров: 649

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО (ФЕССАЛОНИКИЙСКОГО)

Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан.

 

Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий – христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и при ликовании озверевшей толпы сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить как победителя, но вместо этого его казнили как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324–337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. 

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, "создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием" (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого - фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: "Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну".

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий "о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил". Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. "Процвела земля Русская в лета княжения его",- свидетельствует названное "Слово". Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена "Задонщина", вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).




Тропарь великомученика Димитрия Солунского
глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святе Димитрие,/ Христу Богу молися// даровати нам велию милость.

Кондак великомученика Димитрия Солунского
глас 2
Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим,// того бо еси утверждение.

Величание великомученику Димитрию Солунскому
Величаем тя, страстотерпче святый Димитрие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.


СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. О ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ


Великомученик Димитрий Солунский


Ныне мы празднуем, братия, память св. великомученика Димитрия Солунскаго, имени коего посвящен храм, в котором стоим теперь. Сей великомученик именуется Солунским потому, что он родился и воспитался в греческом граде Солуне, или Фессалониках, был в этом городе главным начальником, а за тем пострадал в нем за Христа от языческого царя Максимиана и там же погребен был верными.
Из жития сего угодника Божия видно, что он очень любил отечественный свой город Солунь и ревностно охранял его от бедствий не только при жизни, но и по смерти своей. Так, когда сему городу угрожал большой голод, от которого жители его начали уже умирать, то святой Димитрий, обитавший уже в то время в горнем мире, видимо обходил морские пристани и приказывал купцам, имевшим в кораблях своих пшеницу, везти ее в Солунь и таким образом избавил сей город от голода; а после того многократно избавлял его от нашествия варваров.

В особенности замечателен один случай такого избавления, бывший во время греческого царя Маврикия, когда аравитяне, то есть сарацины или турки, обложили Солунь и сильно нападали на него. Тогда, говорит писатель великомученикова жития, некий богобоязненный и добродетельный муж по имени Иллустрий, пришедший ночью в притвор церкви святого Димитрия и усердно молившийся в нем Богу и страстотерпцу Христову о защищении своего города, видел следующее дивное явление. Ему представилось наяву, что два ангела, в виде двух светлых юношей, вошедши во храм святого чрез растворившиеся пред ними церковные двери, громко сказали: «Где живущий здесь господин?» На сей зов их сначала явился юноша, как бы слуга, который, спросив их, зачем они требуют господина его, и указав им на гроб великомученика, сказал, что здесь почивает господин его, а затем отнял завесу, бывшую пред гробом. Тогда вышел святой Димитрий в великом сиянии и, поцеловавшись с ангелами, спросил их, зачем они пришли к нему? На это ангелы ответили: «Владыка послал нас к твоей святости, повелевая тебе оставить град Солунь и пойти к Нему, потому что Он хочет предать сей город врагам».

Услышав это, великомученик, со слезами преклонив голову, молчал; а потом отверз уста свои и сказал: «Ужели так угодно Господу моему? Ужели Он хочет, чтобы город, искупленный честною кровию Его, предан был врагам не ведущим Его, не верующим в Него и не чтущим святого имени Его?» Когда же ангелы ответили, что если бы Владыка не изволил этого, то не послал бы их к нему; тогда святой великомученик сказал им: «Идите же, братия, и скажите Владыке моему: так говорит Димитрий, раб Твой: я знаю, человеколюбче Господи, что щедроты Твои превосходят грехи наши, так что и беззакония всего мира не преодолеют милосердия Твоего. Ты ради грешных пролил кровь свою и положил за нас душу свою: яви же милость Твою и на сем городе и не вели мне оставлять его. Ты поставил меня стражем сему городу: поэтому я уподоблюсь Тебе – Владыке моему, положу душу мою за граждан его, и если они погибнут, то пусть и я с ними погибну». Выслушав это, ангелы спросили великомученика, так ли действительно должны они отвечать Господу от лица его? А святой Димитрий рек им: «Истинно так и скажите, братия; ибо я знаю, что Бог не до конца прогневается, ниже в век враждует (Псал. 102, 9)». Сказав это, он вошел в гробницу свою, и священный ковчег затворился, а беседовавшие с ним ангелы сделались невидимы. О таком явлении помянутый Иллустрий возвестил солунским гражданам, а они, выслушав его, со слезами просили милости у Бога и призывали на помощь святого Димитрия, который и оказал им ее: ибо враги, окружавшие Солунь, вскоре отступили от стен его со стыдом, не могши взять сего города, хранимого великим угодником Божиим. Так св. Димитрий Солунский любил и защищал отечественный свой город!

Впрочем, не один этот страстотерпец, но и все святые искренно любили свое отечество и усердно содействовали благосостоянию его в том или другом отношении, по мере их средств. Одни ревностно старались о гражданском благоустройстве и духовном просвещении его, как святые цари и пастыри Христовой Церкви; другие храбро защищали его от врагов и в бранях за него полагали свои души, как многие благоверные князи и христолюбивые воины; иные содействовали его благу своими познаниями, достоянием и трудами, как святые философы, песнопевцы, купцы и художники; а все — искреннею преданностью ему и горячими молитвами о благоденствии его и спасении от бедствий. Примерами такой любви к отечеству наполнены жития святых; поэтому я не буду теперь перечислять их для краткости нашей беседы, а скажу только словами Премудрого, что любовь святых к отечеству была крепка, как смерть (Песн. 8, 6) и часто доходила до самоотвержения. Так апостол Павел говорит, что он желал бы отлучен быть от Христа, – лишиться блаженного общения с Ним, чтобы только родные ему по плоти, соотечественники его Израильтяне, получили спасение во Христе (Рим. 9, 1-4; 10, 1). Сам Иисус Христос, приближаясь к Иерусалиму, главному городу земного отечества Его, Иудеи, и предвидя те страшные бедствия, каким подвергнется сей город, горько заплакал о нем (Лук. 19, 41-44). Так Он любил земное свое отечество, хотя принадлежал ему только в половину – одною человеческою своею природою!

Да и как не любить нам отечества? В нем мы в первый раз увидели свет Божий, получили бытие и духовное возрождение. В нем мы впервые испытали родительские ласки и детские невинные игры. В нем мы получили образование, необходимые для нас познания и все, что имеем теперь. Оно с самого рождения нашего питало и призревало нас чрез наших родителей; в юности нашей учило нас чрез наставников всему доброму, старалось сделать нас людьми умными и честными; затем открыло нам поприще для деятельности, с любовью взирает на труды наши и поощряет к ним разным образом. Вместе с сим оно печется о том, чтобы жизнь наша была покойна и счастлива, охраняет нас от внешних и внутренних врагов нашей безопасности, доставляет нам способы удовлетворять житейским нашим потребностям и делает все, что может служить к общему благу нашему. Как же нам не любить отечества своего, когда оно от пелен наших до гроба окружает нас таким попечением, так благотворит нам? Долг благодарности и христианская обязанность требуют (Гал. 6, 10; 1 Тим. 5, 8), чтобы мы, братия, за любовь и благотворения, оказываемые нам отечеством, сами любили его искренно, как подобает детям его, и по мере сил наших содействовали его благосостоянию, а поэтому делали то, чего оно требует от нас и что может служить к его благу.

Так мы должны поступать всегда, а в особенности это необходимо в настоящее время. Ныне наше отечество ведет священную брань с неверными турками не за свои интересы, а для пользы христианства и преимущественно ко благу соплеменных и единоверных нам восточных христиан, которые около пяти веков страдают под тяжким мусульманским игом. Эта брань трудна и требует от России больших усилий; поэтому все верные сыны отечества должны принять и действительно принимают в ней живое участие. Сам Царь наш давно оставил дворец свой и живет теперь среди Русского воинства в утлой хижине, терпя разные невзгоды и житейские лишения. Почти все Августейшие Дети и Братья Его Величества находятся ныне на поле брани и наряду с простыми воинами исполняют трудные воинские обязанности; а один доблестный Племянник Его положил недавно и живот свой за веру и отечество... да и те царские Особы, которые по своему положению и полу не могут лично участвовать в ратных подвигах, — и те, начиная с Государыни Императрицы до последней Великой Княжны, разделяют их сердцем, живо сочувствуют нашим воинам, с любовью пекутся уврачевать их раны, облегчить страдания. А воины наши? Они геройски сражаются на поле брани, охотно проливают кровь свою в борьбе с супостатом, и получив облегчение от ран и недугов, опять бросаются в бой с ним. А православный народ наш? Он чутко прислушивается к вестям о войне и за успех её готов отдать не только последнюю копейку, но и душу свою!..

Что же мы, братия, сделаем при таких обстоятельствах? Ужели мы будем равнодушны к нынешнему положению нашего отечества и не пожелаем принять участия в священной брани его с неверными? Нет, это было бы постыдно и грешно для нас; нет, каждый из нас пусть сделает ныне то, что может служить ко благу отечества и успешному окончанию войны его с врагами христианства. Кто умеет владеть оружием и чувствует в себе воинский дух, тот пусть идет на поле брани сражаться с сими врагами; кто имеет достояние, тот пусть жертвует им отечеству на военные потребности; а кто не может сделать ни того, ни другого, тот пусть усердно молится Богу и празднуемому ныне великомученику Димитрию, мощному заступнику христиан, да помогут они Благочестивейшему Государю нашему сокрушить супостатов к славе Божией, ко благу христианства и к чести нашего отечества. Вот что должен делать теперь каждый из нас! Аминь.

1877 г.

Слово сказано в г. Херсоне, в домовой церкви Викариатского дома
Венок на могилу Члена Святейшего Синода высокопреосвященнейшего Платона, митрополита Киевского и Галицкого. — Составил крестьянин-самоучка М. В. Карасев. По поводу столетия со дня рождения в Бозе почившего знаменитого иерарха 2-е мая 1803 – 2-е мая 1903 года, с целью напомнить о высоких личных качествах великого Архипастыря и о славных патриотических его заслугах для св. церкви и отечества
. — С портретом святителя. — СПб.: Типография А. В. Орлова, 1903. — С. 334-338.

Митрополит Платон Городецкий

 
 
© Храм Петра и Февронии,
г. Ростов-на-Дону,
2012-2015 г. г.
  Яндекс.Метрика