3 апреля -- день памяти преставления преподобного Серафима Вырицкого02 апреля 2023 г. Просмотров: 1790
КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО (+ 3.апреля 1949г.)
В молодости будущий иеромонах Серафим (Василий Николаевич Муравьёв) мечтал стать монахом, однако прозорливый старец Александро-Невской лавры благословил его оставаться в миру, создать семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить оставшуюся жизнь монашескому подвигу.
Василий занялся заготовкой пушнины. Успешно торговал в России, во Франции, Германии, Англии. Большую часть доходов отдавал на нужды монастырей, богаделен. Нажил с женой сына и дочь, после смерти годовалой дочки, по обоюдному согласию, жил с женой как брат с сестрой. Через несколько лет семья приняла решения раздать состояние по монастырям, и посвятить свою дальнейшую жизнь служению Господу.

По свидетельству духовных детей старец некоторое время пробыл на Афоне, молился о вразумлении, как жить дальше. Получил откровение от Царицы Небесной – идти в Россию. В 1920 году Василий принимает монашество с именем Варнава. В 1927 году при принятии схимы инок был наречен Серафимом и избран братией Духовником Александро-Невской Лавры. Весть о прозорливом старце приводила в монастырь сотни посетителей. Страждущие получали от старца утешение и наставления, как жить в сложное послереволюционное время. С 1929 года старец арестовывался 14 раз. И в тюрьмах и лагерях схимонах Серафим продолжал свой старческий подвиг, укреплял веру и вселял надежду в души заключенных. После возвращения из заключения в 1933 году старец поселился в Вырице.
Из воспоминаний духовного сына старца Серафима: “Всё здоровье отец Серафим оставил в лагерях, там его много били, сломали рёбра. Врачи обнаружили множество болезней. Только благодаря тому, что старец находился в столь немощном состоянии и жизнь, на внешний взгляд, едва теплилась в нём, власти разрешили ему поселиться в Вырице, под Ленинградом”.
После всех перенесённых испытаний у старца открылся дар прозорливости, дар чудотворения. Немощному физически старцу, по милости Божией, была дарована благодатная молитва. Старец принимал всех нуждающихся в молитвенной помощи. Старцу открывалось духовное состояние чад, где бы они ни находились. Он неустанно молился о спасении их душ, к скорбящим и больным посылал помощников.

Из рассказа духовной дочери старца Серафима Феодосии:
– Вернулась из лагерей больная, я находилась в полном отчаянии, без жилья, без средств. Старец прислал посланницу, она сказала, что батюшка меня зовёт в Вырицу. Я не поверила, так как слышала, что он в заключении. Набралась нахальства и сказала: “Если это мой духовный отец, то пусть он меня исцелит, тогда я пойду к нему!” Наутро я с изумлением почувствовала себя здоровой. Когда я приехала в Вырицу, старец встретил меня Евангельскими словами: “Блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин.20.29).
Когда началась война, многие верующие спрашивали у старца Серафима, покидать ли дома. Старец всем отвечал, что все дома будут целы и ни один из мирных жителей в Вырице не погибнет. С сентября 1941 года в Вырице размещалась тыловая команда православных румын. Начальником команды был немецкий капитан. Сразу после оккупации была открыта церковь, ни грабежей, ни убийств в посёлке не было. Узнав о прозорливом старце, военные приходили к нему с вопросами. Старец Серафим откровенно отвечал оккупантам: “Санкт- Петербурга вы никогда не возьмёте. Мы – православная держава. Вера сейчас гонится, но через короткое время снова возродится”.
Комендант, услышав о пророчестве старца от подчинённых, отдал приказ расстрелять схимонаха. Старец встретил солдат с крестом в руках: “А в кого вы будете стрелять: видите у меня крест со Спасителем, в Христа будете стрелять? А ещё говорите, что вы верующие”. Старец произнёс эти слова на немецком языке. В юности он по торговым делам бывал в Германии. Старец сказал каждому из солдат, сколько у них детей, и просил передать коменданту информацию, касающуюся его лично. Убедившись в прозорливости старца, комендант отменил приказ.
Во время войны старец, подобно пр. Серафиму Саровскому, 1000 ночей молился в саду перед иконой святого, просил о спасении России.
Жительнице Вырицы Александре, муж которой не вернулся с войны, соседи посоветовали: “В посёлке живёт старый монах, который предсказывает – спроси у него, может быть, он скажет, что с мужем”. Александра пошла к старцу вместе с восьмилетней глухонемой дочерью.
Когда девочка вышла из кельи старца, то обратилась ко всем ожидающим приглашения к старцу: “Извините, что я задержала дедушку”. Из воспоминаний Александры:
– Боже мой! Я как услышала свою дочь говорящей, прибежала в келью и упала на колени перед старцем. Он строго сказал: “Ты в Бога не веришь, пришла ко мне как к гадалке, а я не гадаю, а молюсь, вот Господь дал, чтобы твоя дочь исцелилась. Так вот не забывай об этом, я скоро отойду, приходи на мою могилку. Ты хотела узнать о муже – он жив и вернётся, сначала поживёт с тобой, а потом уйдёт к другой женщине”. Муж Александры вскоре вернулся, но жизнь у них не сложилась, он ушёл из дома.
В последние часы перед кончиной старец Серафим просил читать ему акафист Божией Матери, преподобному Серафиму Саровскому и святителю Николаю. Скончался старец ночью 3 апреля 1949 года.
+++

Подробные материалы к канонизации преподобного Серафима Вырицкого и его пространное Житие были подготовлены к Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года санкт-петербургским писателем-агиографом Валерием Павловичем Филимоновым.
В 2000 году, на ЮБИЛЕЙНОМ АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (Москва, 13 - 16 августа 2000 года) были канонизированы многие стойкие в вере наши соотечественники, праведные и принявшие мученичество за веру.
Среди них особо выделяется наш современник, Муравьев Василий Николаевич, в иночестве Варнава, в схиме — Серафим. По канонизации — Серафим Вырицкий.Он всей своей жизнью шел устремленно ко Господу, сея добро около себя и в мирской жизни, и в иноческой, и в старчестве.
Еще задолго до официального прославления поток людской не иссякал к его могиле, над которой сейчас стоит Часовня в Вырице.
Прославление в лике преподобного определил Собор:
... иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев; 1866-1949), еще будучи мирянином отличался не только высоким православным благочестием, но и поистине чудесным даром духовного утешения всех "страждущих и обремененных", встречавшихся на его жизненном пути. Великое служение старца изобиловало дарами прозорливости, исцелениями болящих и другими чудотворениями, память о нем благоговейно почитается православными христианами не только в Петербургской епархии, но и по всей России и за ее пределами...
единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:
...Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания ...преподобного Серафима Вырицкого ...
...Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение.
...Службы сим святым составить особые, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минеи, каждому по его чину.
...Память их праздновать:
...преподобному Серафиму Вырицкому - 21 марта ст.ст. ( 3 апреля, нового ст.), ...
...Писать прославляемым святым иконы для поклонения, согласно правилам VII Вселенского Собора.
...Напечатать жития их для назидания и наставления в благочестии чад церковных.
...От лица Освященного Юбилейного Архиерейского Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления сих святых пастве Всероссийской.
...Сообщить имена сих святых Предстоятелям братских Православных Поместных Церквей для включения их в святцы.
( из Д Е Я Н И Й ЮБИЛЕЙНОГО ОСВЯЩЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Москва, 13 - 16 августа 2000 года )
ИСТОЧНИК и фото: сайт ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ
Пророчества преподобного Серафима Вырицкого

Книг преподобный не написал. Пророчества Серафима Вырицкого о будущем России известны только из уст его духовных чад.
-
Спасение миру — от России, а Петербург станет духовным центром страны.
-
Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши.
-
Иерусалим станет столицей Израиля. А со временем он должен стать и столицей мира. Ибо там истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира.
-
Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен.
-
Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это ненадолго — лет на пятнадцать, потом придет антихрист.
-
Господь тысячу лет будет ждать, чтобы хоть один человек спасся и восполнил число падших ангелов Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель.
-
Когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым: число на их стороне, но не только это — у них работают и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство.
Канон преподобному Серафиму, Вырицкому чудотворцу
глас 2
Песнь 1
Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь, славно бо прославися.
Како возможем достойно воспети твое богоугодное житие, преподобне; от юности бо Христовою любовию уязвився, огнь сей Божественный в сердце твоем невредимо соблюл и приумножил еси, темже и нам подаждь просвещение по долгу тя славити.
Ангельстии чини радовахуся, зряще твое усердие и желание послужити Богу во иночестем чине, но воля Божия бысть исперва тебе в мире благочестно пожити, созидая святыя обители и храмы, имея попечение о нищих и сирых, душу же свою уготовляя Господу в сосуд избранный.
Корыстолюбие и сребролюбие отринул еси, отче преподобне, гордаго змия смирением твоим поправ, плотская взыграния умертвил еси и житейския сласти терпением посекл еси, в радости послужил еси всем требующим твоея помощи.
Богородичен: О, Пречистая Дево Богородице, не презри нас грешных, требующих Твоея помощи и заступления, буди Ходатаица о народе нашем, да покаянием обрящем отпущение грехов и живот вечный.
Песнь 3
Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.
В мирстем житии твоем старцу Варнаве за духовным наставлением притекал еси, усердно послушание ему во всем являя, темже и сподобился еси от него благословения и даров духовных.
О убогих присно попечение имея, преподобне, не возгнушался еси послужити оным своима рукама, показуя, яко всяк человек сердцу твоему возлюблен есть.
Словеса аввы твоего Варнавы добре сохраняя, очистив ум, тело и душу, преподобне, дом был еси Трисолнечнаго Света, украшен добродетельми.
Богородичен: Преблагословенная, Всенепорочная Богородице Марие, Слово Божие нам рождшая, свобождшаго избранныя Своя от тленнаго мира, ихже молитвами и нас спаси.
Седален
Умиленным сердцем прославляем тя, добрый наш пастырю и кроткий наставниче Серафиме, буди нам скорый помощник во всех бедах и напастех и помози заповеди Господни добре сохраняти во спасение душ наших.
Песнь 4
Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам Господи воплощься, и спасл еси всего мя человека, тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Око сердца управив ко Творцу всяческих, Серафиме, согласно с супружницею иноческий образ восприяв, претерпел еси козни гонителей, на Бога Единаго упование возлагая.
Евангелия Христова истинный послушник явился еси, преподобне, и скоро восшел еси лествицею добродетелей к совершенству, всякое послушание добре исполняя и молитву в сердце непрестанно совершая.
Монашеским добродетелем в мире навыкнув и изрядный опыт житейский имея, добрый наставник миряном и иноком показался еси, отче, сотаинник священномученика Вениамина быв, от него же и посвящение иерейское приял еси.
Богородичен: Тебе, Дево, Едину вси вернии стяжахом Заступницу тверду, Ты бо Бога родила еси нам, сего ради хвалами, Чистая, Тя ублажаем, роди земнии, по глаголу Твоему.
Песнь 5
Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже, Тобою бо Владыко, к Светоначальнику Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.
Язык человечь не возможет по долгу восхвалити труды и подвиги твоя, яже в келлии втайне совершал еси, отче преподобне, но не может укрытися светильник верху горы стоя, сего ради притекаху к тебе лаврская братия и мирстии людие, совета ради и наставления духовнаго.
Посреде бури гонений и нестроений тверд и незыблем явился еси, преподобне, очи сердца твоего выну ко Господу имея и от Него просвещение приемля творити волю святую Его.
Образ великия ангельския схимы приял еси, отче, и наречен был еси в память преподобного Серафима, угодника Саровскаго, егоже от юности всем сердцем возлюбив, потщался еси житию онаго подражати в Дусе и истине.
Богородичен: Дивно превознесеся слава Твоя, Богородице Дево, се бо во чреве Христа Бога паче слова имела еси, якоже Исаия провозгласи, и выше естества Сего, Богородительнице, родила еси.
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну, от тли, Боже, мя возведи.
Озаряем свыше светом Христовым, богомудре, и по преселении твоем к Богу неоскудно исцеления источаеши всем с верою притекающим к тебе.
Любовь божественная, яже в души твоей, отче преподобне, попаляет духи нечистыя, темже и одержимых оными свобождает и к жизни во Христе возрождает.
Гласом тихим и кротким наставлял еси притекающия к тебе любви, смирению и молитве непрестанной, попаляющей всякий грех.
Богородичен: Ужасошася ангелов воинства и человеков роди, Всенепорочная, страшнаго и паче ума Рождества Твоего, како и Дева пребыла еси, и Мати Божия быти сподобилася еси, сего ради достойно Тя вси славим.
Кондак, глас 5
Подражая богоносному угоднику Саровскому, Духа Святаго благодать обильно стяжал еси: Александро-Невския Лавры крине благоуханный, Вырицкия веси похвало, сего ради и мы тебе зовем: радуйся, преподобне Серафиме, милостивый наш предстателю пред Господем.
Икос
Ангелов Творец и Господь сил небесных предызбра тя от юности твоея, преподобне, быти Ему служителем верным и наставником на путь спасения притекающим к тебе, темже и мы, дивящеся величию чудес твоих, с любовию вопием ти: радуйся, яко измлада Богу послужити возжелел еси; радуйся, яко в мире пребывая, добродетельным житием Богу угождал еси; радуйся, яко был еси утешитель страждущих; радуйся, яко стяжал еси пламенную любовь ко Христу; радуйся, преподобнаго Варнавы учениче прилежный; радуйся, дивнаго Серафима подражателю усердный; радуйся, Александро-Невския Лавры чудное прозябение; радуйся, веси Вырицкия Божие благословение; радуйся, скорый помощниче в скорбех и болезнех; радуйся, светильниче веры православныя и благочестия; радуйся, преподобне Серафиме, милостивый наш предстателю пред Господем.
Песнь 7
Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть, Христос же простре богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.
Серафиму и Варнаве преподобным подражая, святыми их молитвами укрепляем был еси, святе, темже от Бога сподобился еси пророческаго дара: грядущая народу нашему и Церкве Российстей предвозвещати.
Еленю подобно, стремяшеся душа твоя, преподобне, к горним обителем, промыслом Божиим соблюдаема от пленения безбожных, поющи: благословен еси, Боже отец наших.
Руце твои, отче Серафиме, ко Господу непрестанно воздевая, моление на камени совершал еси, подобно угоднику Божию Саровскому, поя: благословен еси, Боже отец наших.
Богородичен: Ангельския силы воспевают Тя немолчно, Богородительнице, и мы, грешнии, взывати дерзаем: наше житие, Пречистая, к Твоему всетихому пристанищу направи, Сыну Твоему зовущих: благословен еси, Боже отец наших.
Песнь 8
Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите вся дела Господня Господа.
Фарисейскую гордыню отвергше, усердно приступим ко гробу твоему, Серафиме, источает бо оный неоскудную струю исцелений и пети нас воздвизает: благословите вся дела Господня, Господа. (дважды)
Молитвою твоею, преподобне, чудеса дивная сотворил еси: слепорожденная бо прозре, немая проглагола, одержимии же от духов злобы свобождашася, темже вси пояху: благословите вся дела Господня, Господа.
Богородичен: Естество всякое обожил есть из Тебе воплощься Господь, Владычице, земных существо, поющих: благословите вся дела Господня, Господа.
Песнь 9
Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная, тем всепетую Богородицу величаем.
Чисте зрети сподобился еси Царицу Небесную, преподобне, предвозвестившую Ти скорое отшествие твое от мира сего, темже духом возрадовався, Бога прославил еси.
Утверди сердца наша, отче преподобне, да в радости душевней предстоя Богу, испросим одоление на враги видимая и невидимая, и спасение душам нашим.
Душею твоею, яко огненный Серафим, пламенея, научаеши нас, отче, истинней любви ко Господу, помози же нам святою твоею молитвою земный подвиг совершати, призывая сладчайшее имя Господа Иисуса.
Недостойными усты песнь тебе принесохом, преподобне, и ныне сподоби нас твоего отеческаго благословения, да делы благими прославляем Бога нашего, дивнаго во святых Своих.
Богородичен: Емуже предстоят со страхом Серафими и Херувими, Мати по плоти не ложно сподобилася еси быти, Всенепорочная, яко родила еси нам Бога Спасителя, Единаго от Троицы, Сына и Слова, Крестом разоршаго смерть, Егоже о нас с ликом преподобных моли спастися душам нашим.
Светилен
Благодать Святаго Духа всельшаяся в тя крин благоуханный сада Божия тя показа, Христос же ти вручи словесныя овцы Своя пасти на пажитех духовных, темже на земли добре потрудився, ныне на небесех, радуяся, живеши.
Тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4
Я́ко вели́каго моли́твенника за зе́млю на́шу/ и уте́шителя те́плаго притека́ющих к тебе́,/ ублажа́ем тя, вторы́й ру́сский о́тче Серафи́ме,/ вся бо я́же в ми́ре кра́сная оста́вил еси́,/ всем се́рдцем устреми́лся еси́ к черто́гам сладча́йшаго Христа́/ и в годи́ну лю́тых гоне́ний о́браз кро́тости и смире́ния всем был еси́:/ не преста́й и ны́не моли́тися за ны,/ да в терпе́нии обря́щем путь покая́ния// и с тобо́ю вы́ну сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу.
Ин тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 8
Крест прии́м свой, преподо́бне, ра́дуяся,/ неразде́льным по́мыслом после́довал еси́ Христу́,/ был купе́ц еси́ вои́стину пресла́вный,/ я́ко не земно́е, но Небе́сное сокро́вище стяжа́/ сего́ ра́ди спасе́ся тобо́ю мно́зи ча́да твоя́, и́хже возлюби́л еси́./ И ны́не, о́тче наш Серафи́ме, моли́ся// покая́ние нам дарова́ти и в ра́зум и́стины приити́.
Ин тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 3
Купе́ц вели́к соде́лался еси́,/ преподо́бне о́тче Серафи́ме,/ сый в ми́ре, к мно́гому бога́тству тле́нному/ ты николи́же се́рдца прилага́л еси́,/ послу́шник и́стинен/ и доброде́телей подви́жник,/ егда́ же, вся оста́вль,/ на крест мона́шества восше́л еси́,/ дары Свята́го Ду́ха мно́ги тебе́ да́шася/ и я́ко еди́наго от дре́вних тя яви́ша/ проро́ка, ста́рца,/ чудотво́рца и моли́твенника,/ столпа́ подви́жником, спасе́ния вождя́./ Сего́ ра́ди мо́лим тя:// и нас прему́дро ко спасе́нию упра́ви.
Ин тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4
Я́ко пресве́тлая звезда́ Росси́йския земли́,/ возсия́л еси́ в ве́си Вы́рицтей,/ преподо́бне Серафи́ме,/ и благода́тию Свята́го Ду́ха наставля́емь,/ све́том чуде́с твои́х страну́ на́шу озари́л еси́./ Те́мже ко гро́бу твоему́ притека́юще, уми́льно глаго́лем:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 5
Подража́я богоно́сному уго́днику Саро́вскому,/ Ду́ха Свята́го благода́ть оби́льно стяжа́л еси́:/ Алекса́ндро-Не́вския ла́вры кри́не благоуха́нный,/ Вы́рицкия ве́си похвало́,/ сего́ ра́ди и мы тебе́ зове́м:/ ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме,// ми́лостивый наш предста́телю пред Го́сподем.
Ин кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 3
Возра́дуйся па́ки, гра́де свята́го Петра́,/ и ма́лая ве́се Вы́рица, возвели́чися,/ се бо свети́льник ве́ры в тебе́ просиява́ет,/ всеисцеля́ющий бальза́м нам источа́ется,/ новоявле́нный бо вели́кий чудотво́рец,/ любве́ и покая́ния наста́вник,/ проро́к и ста́рец,// но́вый преподо́бный Серафи́м в тебе́ явля́ется.
Ин кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 5
Уподо́бился еси́ дре́вним отце́м/ и по́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ благода́тию Христо́вою просвети́вся,/ от Него́же прие́м дарова́ния чуде́с,/ неду́гующих исцеля́ти,/ печа́льных и скорбя́щих утеша́ти,/ оби́димых и гони́мых защища́ти/ и всем в ну́ждах су́щим отра́ду/ и ско́рое избавле́ние подава́ти./ Сего́ ра́ди, я́ко вели́каго чудотво́рца чту́ще,/ мо́лим тя, ча́да твоя́, преподо́бне Серафи́ме:// от всех бед изба́ви нас моли́твами твои́ми.
Молитва преподобному Серафиму Вырицкому
О, богоблаже́нный и премилосе́рдый о́тче наш Серафи́ме! Ве́дуще тя и по сме́рти я́ко жи́ва су́ща, с ве́рою припа́даем ти и вопие́м: не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но ми́лостивно при́зри на ста́до твое́ духо́вное и упаси́ е́, до́брый па́стырю, благоприя́тными твои́ми к Бо́гу моли́твами. Испроси́ нам от Го́спода вре́мя на покая́ние и грехо́вныя жи́зни исправле́ние, ве́си бо вся не́мощи на́ша душе́вныя: не и́мамы дел ве́ры и спасе́ния, не и́мамы ре́вности ко и́стинному богоугожде́нию, плени́хомся умо́м в поги́бельных страсте́х, растле́хом сердца́ во гну́сных по́хотех. Что у́бо ча́ем, и на что наде́емся неключи́мии, разори́вше хра́мины душ на́ших; Ей, святы́й о́тче, простри́ моли́твенно ру́це твои́ ко Го́споду и умоли́ Спаси́теля ро́да челове́ческаго косну́тися благода́тию окамене́лых серде́ц на́ших, омы́ти нас слеза́ми покая́ния, возста́вити в ве́ре, укрепи́ти во благоче́стии и вся поле́зная ко спасе́нию дарова́ти. Не посрами́ упова́ния на́шего, е́же по Бо́зе и Богоро́дице на тя возлага́ем, но бу́ди нам ско́рый помо́щник, уте́шитель в ско́рбех и покрови́тель во обстоя́ниих, да сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное, иде́же вси святи́и непреста́нно сла́вят и воспева́ют пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа

В. П. Филимонов. «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». Исправленное и дополненное издание книги «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». Издательство «Сатисъ Держава». Санкт-Петербург, 2006.
-------------------------
Посвящается тем
кому дорога
судьба России
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата 17 февраля 1999 г.
Рецензент-редактор, кандидат богословия В. П. Овсянников
Книга основана на собранных автором архивных и других официальных документах и свидетельствах потомков и духовных чад святого преподобного Серафима Вырицкого. На основании этих исторически достоверных сведений Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года принял решение о прославлении вырицкого подвижника в лике преподобных для общецерковного почитания.
К читателю
В летописи деяний современных подвижников благочестия совершенно особое место занимают подвиги святого преподобного Серафима Вырицкого. Благочестивейший православный мирянин, по послушанию приуготовлявший себя к монашеской жизни под руководством опытных духовных наставников в течение сорока лет; инок-исповедник, принявший монашеский постриг в годы открытых гонений и всего за шесть лет прошедший путь от послушника-пономаря до духовника крупнейшей в России обители, под окормлением которого находился целый ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви; великий старец, который на деле исполнил святоотеческий завет: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя...», – вот основные этапы жизненного пути святого Серафима.
Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. И все эти годы отец Серафим самой своей жизнью свидетельствовал о Христе, внеся неизмеримый вклад в сохранение Православия как основы основ существования русского народа.
Находившийся почти двадцать лет на одре тяжелой болезни старец порою принимал задень сотни посетителей, приводя ко спасению неисчислимое количество душ. Многие из деяний преподобного Серафима Вырицкого ознаменованы явными чудотворениями, чему имеются свидетельства очевидцев его подвигов.
Источниковой базой книги явились архивные документы. Значительная часть необходимых сведений была собрана в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГАСП). Это материалы, относящиеся к пребыванию отца Серафима в Александро-Невской Лавре.
Важные сведения удалось почерпнуть в документах архивного фонда Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и области (УФСБ РФ) при изучении следственных дел епископа (впоследствии – митрополита) Николая (Ярушевича), архимандрита (впоследствии – митрополита) Гурия (Егорова), протоиерея Алексия Кибардина, монахини Иоанны (Шихобаловой) и других сподвижников и духовных чад отца Серафима, пострадавших в годы гонений за веру.
Некоторые материалы удалось обнаружить в архивах Санкт-Петербургской епархии и Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Ценные данные поступили из Государственного архива Ярославской области. Они позволили уточнить родословную отца Серафима и найти точную дату его рождения.
Документы, касающиеся общероссийской тематики изучались по изданию «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти» и книге протоиерея Владислава Цыпина «История Русской Церкви. 1917–1997».
Ряд интересных подборок документов по истории России и Русской Церкви был изучен в Российской национальной библиотеке, библиотеке Российской Академии Наук. Здесь, в частности, удалось собрать необходимые материалы о жизни отца Серафима в миру, а также выявить его участие в деятельности просветительских и благотворительных обществ, известных по всей России.
При работе над книгой использованы также многие публикации православных периодических изданий различных лет: Синодальных «Церковных ведомостей», «Ярославских епархиальных ведомостей», «Петроградского церковно-епархиального вестника», «Журнала Московской Патриархии», «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» и других.
Повествовательную основу книги составили воспоминания родственников подвижника, которые благоговейно и бережно хранят живую память об отце Серафиме, включая годы его детства и юности. Рассказали о Вырицком подвижнике и многие из ныне здравствующих его близких духовных чад, с которыми старец делился воспоминаниями о своей жизни в миру. Все они откосятся очень ответственно и бережно к каждому слову, их рассказы лишены всякого вымысла и приукрашивания. «Я ведь отвечу за свои слова перед Господом!» – так почти все они предваряли свои рассказы. Все имена, фамилии и данные благочестивых пастырей и чад Церкви Христовой, которые любезно согласились предоставить свои свидетельства о деяниях вырицкого старца – подлинные. Их адреса и телефоны имеются у автора книги. В нее вошло более 70 живых свидетельств.
Обширное собрание духовных, исторических и документальных источников позволило приоткрыть завесу времени над житием святого преподобного Серафима Вырицкого. Есть надежда, что дальнейшие исследования принесут новые открытия.
Невозможно перечислить всех почитателей святого имени отца Серафима, с помощью которых появилась на свет эта книга. Она воистину создавалась соборно.
Неоценимую помощь в работе оказали петербургские пастыри: протоиерей Алексий Коровин, протоиерей Василий Ермаков, протоиерей Иоанн Миронов, протоиерей Виктор Голубев, протоиерей Борис Глебов, протоиерей Игорь Мазур, протоиерей Николай Преображенский, а также насельники петербургских обителей.
Земной поклон родным батюшки Серафима, всем благодетелям и благотворителям, имена которых известны Господу. Слава Богу за все!
АВТОР КНИГИ В. П. Филимонов
ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ НА ПОРТАЛЕ АЗБУКА.RU
|