Новости Московской Патриархии
21.02.2020 20:41
Состоялось внеочередное заседание Бюро Президиума ВРНС
21.02.2020 19:29
Вышло в свет второе издание книги Святейшего Патриарха Кирилла «Диалог с историей»
21.02.2020 18:48
При участии Синодального отдела по благотворительности в Калужской епархии пройдут курсы жестового языка
21.02.2020 18:03
Епископ Клинский Стефан выступил на встрече с представителями ветеранских организаций в Международном военном центре в Москве
21.02.2020 17:39
Представители Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетили Александровскую епархию
21.02.2020 17:02
Члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству совершили инспекционную поездку по монастырям Пятигорской епархии
21.02.2020 16:31
Пресс-служба Одесской епархии выступила с заявлением в связи с провокацией против Украинской Православной Церкви
21.02.2020 16:06
В Издательском Совете состоялось очередное заседание Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке
21.02.2020 15:23
Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами принял участие в торжественном акте по случаю празднования Дня защитника Отечества
21.02.2020 15:10
Иерарх Русской Православной Церкви посетил Восточный Тимор
Поделиться в соцсетях:

15 февраля - Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

13 февраля 2020 г. Просмотров: 1986

Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 1 день попразднства. 

ГЛАВНАЯ ВСТРЕЧА

Сретение Господне – в переводе с церковно-славянского "встреча с Господом" — один из двунадесятых праздников. В сороковой день по Рождестве Христовом Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, приносит Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.

 



ВСТРЕЧА ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ

В иудейской традиции существовало два обычая, связанных с рождением ребенка.

1) Женщина после родов не могла появиться в Иерусалимском храме 40 дней.

После истечения этого срока она должна была принести очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, так что получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

2) Если родился первенец, мальчик, его тоже должны были принести во Храм.

Существовал обряд посвящения Богу, часть закона Моисеева в память исхода евреев из Египта и освобождения от четырехвекового рабства.

Следуя этим обычаям Мария и Иосиф вместе с Богомладенцем прибыли из Вифлеема в Иерусалим. Семья была небогатой, так что жертвой стали два голубка.

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени, ему было больше 300 лет.

В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда он переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Эти слова с тех пор станут известной молитвой, Песней Симеона Богоприимца.

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее Христа, сказал и о Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.
 




Тропарь Сретения Господня


глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Кондак Сретения Господня

глас 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Величание Сретения Господня

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне / принеслся еси в храм Господень.
 

 


ПРОПОВЕДЬ НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ


святитель Феофан Затворник
 
Слово на Сретение Господне (как достигнуть блаженства Сретения Господа?)

Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Можете судить, как велико было блаженство сих душ!..

Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем. Те были блаженны – видевше; мы же будем блаженны – не видевше, но веровавше. Приложите внимание. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть.– Вот что сделайте и делайте.

1. Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все – всуе. Так, прежде всего покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в Сретение Господу и первое вступление на сей путь.

2. Затем, храня постоянно неизменным чувство покаяния, устройте для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш. Такой порядок сам собою устроится в вас, если: а) все, что ни делаете, вы будете делать во славу Господа и Спасителя, делать ради Христа. Тут разумеются не одни большие дела, а всякое вообще действие. Ибо смотрение и слышание, молчание и говорение, ястие и питие, сидение и хождение, труд и покой, все вообще может быть посвящаемо Господу и освящаемо Его именем Всесвятым. Так как минуты не бывает, чтоб мы не были за каким-либо делом, то, устроившись так в делах своих, вы поминутно будете сретать Господа, во славу Его обращая все дела свои. Сие исполнить и плод от сего получить вы можете тем удобнее, если при этом: б) в порядок дел своих повседневных вставите чины молитвенные – и церковные, и домашние, и вообще поставите законом быть строгими исполнителями всякого устава Святой Церкви до малой йоты, без суемудрии и кривотолкований, в простоте сердца. Как содержание каждого молитвословия есть Господь и наше к Нему обращение, то, совершая его или участвуя в нем, вы будете сретать Господа в сочувствиях и услаждениях своего сердца. Если затем: в) промежуток остающегося времени вы наполните чтением Писаний о Господе, или слушанием беседы о Нем, или своеличным размышлением о Нем и о великом деле спасения, совершенном Им на земле, то сами увидите, что ни внутри вас, ни вне не останется ничего, что не носило бы напоминания о Господе, не преднаписывало Его вниманию вашему, не изводило ваш дух во Сретение Ему.

3. Не должно, однако ж, забывать, что все сии труды и занятия суть только приготовительные. На них одних останавливаться не должно, а надо устремляться далее. Как из пищи, принимаемой нами в грубом виде, выделываются потом тонкие стихии жизненные, так из сих занятий, видимо совершаемых, осязаемых, должны образоваться в духе тончайшие расположения или устремления ко Господу, именно: под трудом посвящения всех дел Господу должно качествовать устремление всех желаний нашей души единственно к Господу; под исполнением всех молитвословий или участием в богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие только ко Господу и Господнему; под чтением и слышанием Писаний о Господе должно лежать в основе охотное устремление внимания ума нашего к единому Господу. Те труды суть возделывание поля, а сии стремления – восход посеянного; те – ствол и ветви, а сии – цвет и плод. Когда возникнут в нас сии расположения, это будет значить, что дух наш весь своим сознанием и своим настроением изшел в Сретение ко Господу. И как Господь везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то взаимное их Сретение после сего устрояется само собою. С тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа, покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред Господом, непрестанною молитвою – предмет трудов, желаний и исканий всех святых Божиих.

Сего блага сподобиться желаю всем вам, празднующим ныне Сретение Господне. Если б кто, жалуясь, сказал: желателен плод, но труд достать его слишком тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть легче способ, или способ простее сложенный. Вот он! Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так, скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного. Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании сретения Господа, уже нет никакой возможности. Молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» – сильно и мощно может помогать в сем труде. Но, опять, не сама по себе, а под условием устремления всех сил нашего духа к Господу! – «Трезвитеся убо и бодрствуйте» (1Пет.5, 8). «Вышних ищите... и живот ваш сокровен да будет со Христом в Боге» (Кол.3, 1, 3). – Тогда, соделавшись «един дух с Господем» (1Кор.6, 17), узрите и обымете сего Господа, и «возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ин.16, 22), ни в сей век, ни в будущий. Аминь.

2 февраля 1861 г.

Источник: православный портал АЗБУКА ВЕРЫ

 



Видео

Сретенье Господне
телеканал РАДОСТЬ МОЯ
Цикл телепрограмм "Закон Божий". Часть 3. Новый Завет




Иосиф Бродский. Сретенье.
В 2008 году в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Хор Минина исполнил "Литургию Святого Иоанна Златоуста" - монументальное сочинение С. В. Рахманинова предваряло стихотворение И. Бродского "Сретенье" в исполнении Народной артистки РФ Ольги Остроумовой.
Эти строки были написаны в год отъезда поэта из страны (1972) и посвящались А. А. Ахматовой, которая одной из первых увидела в начинающем поэте-бунтаре будущего Нобелевского лауреата, наследника великих традиций И. Бунина и В. Набокова.




 
 
© Храм Петра и Февронии,
г. Ростов-на-Дону,
2012-2020 г. г.
  Яндекс.Метрика